Автомобили СССР
САЙТ О СОВЕТСКИХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯХ 1945 - 1991 ГОДОВ
Статьи Фотоотчёты Видео Ретро-автомобили Контакты Гостевая Автомузеи
Масштабные модели советских автомобилей в масштабе 1:43

Чайка ГАЗ-13 ИСТОРИЯ




Масштабные модели
Фото ГАЗ-13
Все модели ГАЗ
ГАЗ-13

ГАЗ-13 Чайка - советский легковой автомобиль представительского класса с типом кузова лимузин. Был разработан на смену автомобилю ГАЗ-12 ЗиМ. Серийно выпускался на Горьковском автозаводе в 1959 - 1981 годах.







Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В. С. Соловьев, Н. А. Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, а также Л. Д. Кальмансон, Б. С. Поспелов, Б. Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте и другие.

Исходный проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый.

«Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырёхкамерный карбюратор.

Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты — автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошёл все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала X-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились — ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади.

Модификации
  • ГАЗ-13 — Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки.
  • ГАЗ-13А — по спецзаказам, в основном Министерства обороны, с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями.
  • ГАЗ-13Б — эти машины имели открытый кузов типа Фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места, количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук[2].
  • РАФ-ГАЗ-13С — «Чайки», переоборудованные на Рижском автобусном заводе в медицинские автомобили с кузовом универсал. Машины переоборудовались по заказу 4 Главного управления Минздрава, а медучреждения, для которых были предназначены «медицинские "Чайки"», в народе назывались «кремлёвскими». Такие учреждения обслуживали заслуженных членов Коммунистической партии, высокопоставленных чиновников и членов их семей.


Салон
В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пятидиапазонный приёмник с автоматической настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стёклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.

На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Н. С. Хрущёва «Чайку» получили: писатель Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро.

Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка модернизировать внешность автомобиля. «Чайка» получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла — до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений.

Несмотря на принадлежность к чиновничье-номенклатурному автопарку, «Чайку» любили. Ее появление пришлось на годы «хрущевской оттепели», с которой были связаны определенные надежды в обществе. С плавного проезда двух «Чаек»-кабриолетов долгие годы начинались все парады на Красной площади. Именно «Чайка» ГАЗ-13Б была подарена Ю.А.Гагарину. До появления всевозможных «стрейчей» - лимузинов с удлиненными кузовами – «Чайки» были самыми популярными свадебными автомобилями.

Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.






Фотогалерея ГАЗ-13
Использованы материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-13 http://museum.autoreview.ru/






Победа ГАЗ-20

ГАЗ-12 ЗиМ

ГАЗ-69

Волга ГАЗ-21

Чайка ГАЗ-13

Волга ГАЗ-22

Волга ГАЗ-24

Волга ГАЗ-2402

Чайка ГАЗ-14

Волга ГАЗ-3102





Яндекс цитирования


© Автомобили СССР, 2009-2016
При использовании материалов
активная гиперссылка на сайт
обязательна!